?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Месть ножей - 3

Месть ножей - 3

* * *

Камила приготовила мужу на завтрак лепешки сыскал-чурек[1], домашний творог и джомбу (калмыцкий чай). Они жили в этнозаповеднике на окраине Старого-юрта. Муж любил перед каждым новым заданием провести здесь несколько дней. В этом турлучном доме с плоской крышей. Так, как жили вайнахи в горных аулах двести лет назад. Здесь не было ни электричества, ни водопровода с канализацией, ни газа, ни отопления. Никаких информационных сетей, никаких чипов, встроенных во все, что можно, в том числе – в животных и людей. Никто из друзей не знал, что они здесь, никто не станет их навещать, никто не побеспокоит. Завтра ее любимый человек опять улетит на хронолете в тот же Старый-юрт, но на два века раньше. Это не просто полет, это миссия. Он должен прервать порочную цепь событий. Иначе она продолжится здесь, в этой их жизни. Камила не знала, что предпримет Шарип, удастся ли ему выполнить задание, понимала только, что это будет непросто. Но от выполнения его миссии зависит их настоящее.

Накануне они были в центре хроноисследований. Осмотрели выставку старинного холодного оружия, собранного со всех музеев Кавказа. Шарип подносил к каждому клинку терадозиметр. Уровень терагерцового излучения этих клинков понизился незначительно после его прошлых поездок. Это означает, что в стали сохранилось еще слишком много жестокости и ненависти их предков. Накопленная в них сила разрушения пока еще спит, она ждет своего часа, чтобы вырваться наружу и подчинить себе людей, которые окажутся в сфере ее влияния. Если дать сейчас выход этой энергии, она принесет множество жертв и страданий их современникам.

Правительственная комиссия опять выбрала Шарипа. Выбрала, потому что он чеченец, потому что он, как никто, любит свой народ и хорошо знает его характер. Именно ему надлежит нейтрализовать мину замедленного действия, заложенную в старинные клинки; для этого его и отправляют в те стародавние времена. Всю ночь Шарип обнимал свою Камилу так, будто это было в последний раз. После завтрака он ушел.



Судьбу не интересуют человеческие ошибки и слабости. За каждый неверный шаг или оплошность люди получают многократное наказание.

Шарипу в лавке старьевщика удалось найти растрепанный экземпляр книги «Кровожадные мечи Мурамасы». Мечи Мурамасы, знаменитого японского кузнеца и мечника, отличались качеством, славились необычайной остротой и заслужили славу магического оружия. Считалось, что клинок Мурамасы проклят, он заражал владельца безумной жаждой крови, поэтому тот всегда одерживал победы. Если меч долго пылился в ножнах без дела, он мог восстать против хозяина и заставить его совершить самоубийство, чтобы после смерти найти себе лучшего воина.

Шарип зачитался и, заходя в хьешцу, почувствовал, будто что-то задело лоб – летучая мышь, что ли? Провел рукой по лбу – рука оказалась в крови. Он порезался об острый ржавый край приоткрытой металлической двери, которую не заметил в темноте. Всю ночь его мучил жар, и рисунки мечей Мурамасы переплетались с кошмарными видениями смертельных схваток. Наджия позвала плотников, которые возводили в станице Червленная православную церковь, и они на телеге отвезли больного в военный госпиталь города Нежный. Там он провел десять тяжелейших дней, десять дней – как десять веков. Наконец, хирург сказал, что Шарип, который чуть не умер от заражения крови, теперь, хвала создателю, пошел на поправку и скоро сможет отправиться долечиваться в свой любимый Старый-юрт.

Шарип был еще довольно слаб, он решил пока не заниматься делами, а просто отлежаться в гостинице у Наджии. Стояла невыносимая духота, и даже ночь не приносила облегчения. Как-то поутру его разбудил гром. Ветер трепал пирамидальные тополя, обосновавшиеся рядом с хьешцей. Застучали первые капли дождя, и Шарип вознес небесам благодарственную молитву. Резко дохнуло холодом. К вечеру Терек вышел из берегов, часть долины вблизи поселка Старый-юрт оказалась затопленной.

Из станицы Червленной, убегая от наводнения, к гостинице подтянулся дальний родственник Наджии со странным именем Марсель. Вместе с двумя сыновьями он пытался вывести на подводе свой скарб и спасти скотину. Все трое были рослые, крепко сбитые, с рыжеватыми волосами и бородами. Между собой они почти не разговаривали.

Ливень не унимался. Шарип решил помочь селянам, но, будучи человеком городским, скорее мешал, чем помогал. Марселю удалось вывести часть скота, остальные животные потерялись либо утонули. Наджия отдала родственникам комнату, где когда-то жил кабардинец, и загон для скота, а сохранившуюся часть домашнего скарба они загрузили в сарай.

Переезд и хлопоты по спасению скота сблизили беженцев с Шарипом. Теперь они вчетвером ели на кухне у хозяйки и тихо дружили. Разговор, тем не менее, у них не получался. Зная в деталях все особенности местной жизни, Марсель и его сыновья ровно ничего не могли объяснить. Однажды Шарип спросил, помнят ли в этих местах о набегах абреков в те годы, когда Абдул-Азиз Шаптукаев[2] еще не был сослан в Калугу. Они сказали, что помнят. Если бы их спросили что-нибудь о Садо Мисербиеве, кунаке[3] Льва Толстого, они ответили бы ровно то же самое. Шарип подумал, что в большинстве своем деревенские рассказы о старине замешаны на плохой памяти и смутном ощущении хода времени – горцы из аулов, как правило, не знают даже года своего рождения.

А дождь все шел и шел. Чтобы заняться хоть чем-то после обеда, Шарип прочел соседям, не знавшим грамоты, но немного понимавшим русский язык, два отрывка из «Хаджи-Мурата». Несмотря на то, что глава семейства жил раньше в горном ауле, приключения героя Толстого его совсем не заинтересовали. Шарип перерыл все в комнатах гостиницы и нашел томик Нового Завета, оставленный кем-то из русских постояльцев.

Полистал и попал на первую главу Евангелия от Матфея. После ужина Шарип решил попробовать, сможет ли он читать на церковно-славянском, а произносить сразу на русском. Заодно и посмотреть, понравится ли это Марселю. Слушали его почему-то внимательно, и даже, можно сказать, с интересом. Вероятно, на них произвело впечатление золотое тиснение на корешке – так решил Шарип. Лишь один раз Марсель спросил, что это за бог такой Иисус, и надлежит ли честному мусульманину слушать слова чужого бога? Марсель с сыновьями считали себя мусульманами, но представление об учении Магомета имели весьма приблизительное и, скорее всего, не верили ни в Бога, ни в Аллаха. Шарип сказал, что им не о чем беспокоиться – в Коране есть пророк Иса. Это арабское имя. А греки называли его Иисус. Иса, Иисус – одно и то же лицо. Но если им неинтересно, можно и не читать. Читай, читай, подтвердили Марсель и его сыновья.

На следующий день селяне поспешили закончить с обедом, чтобы не мешать чтению Евангелия. К ним присоединились Сакина и еще пара горцев.

В чем причина такого интереса? – подумал Шарип. Похоже, это у них в крови. Архетипы. Всю известную нам историю человечество передает из уст в уста всего две сказки. О про́клятом корабле, кружащем между скал в поисках пути домой, – «на Родину, на Родину, в Итаку!» И о богочеловеке, распятом на Голгофе.

Чем он сам-то вызвал всеобщую благодарность? Ну, полечил любимую овечку Сакины, поранившуюся о проволоку. У него были таблетки из госпиталя… Какая это все-таки ерунда.

Число слушателей постоянно росло. Подходили джигиты, заказывали у Наджии обед и оставались на чтение Евангелия. Они уже не помещались на кухне и занимали просторную веранду.

Семейство Марселя ходило за чтецом Евангелия по комнатам, как за поводырем. Они подбирали оставшиеся после него крошки. Любые его просьбы мгновенно исполнялись. Однажды, случайно Шарип услышал за дверью их разговор о нем – немногословный, но смиренный и очень почтительный.

Закончив одно Евангелие, он хотел перейти к следующему, но отец семейства попросил повторить прочитанное. Присутствующие при этом грозные усатые горцы с кинжалами дружно поддержали его просьбу. Им хотелось лучше разобраться… Так они сказали.

Ночью Шарипу приснилось, что ливень усилился, начинался всемирный потоп. Марсель с толпой горцев сколачивали ковчег. Они все спасутся. Когда Шарип проснулся, он решил, что за стук молотков он принял во сне просто раскаты грозы. И действительно, дождь пошел с новой силой и опять похолодало. Марсель сказал, что ветром снесло крышу с сарая, где хранился их домашний скарб и инструменты. Они сейчас восстанавливают стропила и, когда сделают, все покажут Шарипу. Он теперь не был для них чужим, неприятным городским белоручкой. О нем заботились, его баловали. В кофе ему клали не только кардамон, но и сахар.

Под утро кто-то тихо постучал в дверь. Шарип открыл – это была Сакина. В темноте он не увидел, но в постели понял – она пришла босиком и совсем раздетой. Ничего не сказала, не обняла, лежала рядом вытянувшись и дрожала всем телом. С ней это было впервые. Уходила тоже молча, не поцеловала на прощание. О чем думала эта девушка, почему пришла к нему? Почему именно сегодня? Скажет ли она об этом «семейству»? Или этим многочисленным бородатым горцам, до отказа заполнившим скромную гостиницу? Шарипу вспомнился окровавленный нож в руке Наджии. Кухонный нож, что за чушь? В этом доме сейчас, наверное, уже десятки булатных клинков. И в руках не кухарки, а настоящих воинов, суровых и опытных абреков. Может, она сама и прислала дочь? Наджия смотрела на него теперь совсем по-другому, очень по-женски, и ее томный взгляд при этом странно затуманивался. Но зачем тогда надо было присылать Сакину? Не поймешь этих сельских жителей.

Утром Марсель спросил, правда ли что Иисус принял смерть, чтобы спасти всех людей? И кавказцев тоже?

У Шарипа не было твердых знаний в теологии, да и сам он не особо верил в Христа, тем более – в Аллаха… В данном случае надо было просто подтвердить то, что написано «от Матфея».

– Да, это верно, он спас нас. Если бы не он, мы все горели бы в аду.

– Что же это такое – ад?

– Страшное подземное царство, там грешников поджаривают на медленном огне. И это продолжается вечно.

– Он спас всех-всех, и тех, кто его распинал, тоже?

Очень не хотелось в который раз рассказывать о том, что произошло с Христом в Гефсиманском саду и как иудеи решили казнить его. А также о двух разбойниках, распятых на соседних крестах. Решил не вдаваться в длинные разговоры и просто ответил: «да!» Хотя это «да» и прозвучало достаточно неуверенно. После завтрака опять собралось много бородатых мужчин, и Марсель попросил еще раз прочесть им последние главы.

Шарип готовил очередной отчет, который надо будет представить руководству по возвращении. Весь день снаружи стучали молотки, и почему-то у него было неспокойно на душе. Вечером ему в коридоре встретился Марсель, и Шарип сказал, что дождя уже почти нет и вода спадает. Он думал о том, что пора уже отправляться в Нежный и заняться теми делами, ради которых его сюда послали. В голове он перебирал имена авторитетных учителей и их мюридов[4] – с которыми ему необходимо встретиться. Отвечая собственным мыслям, он произнес вслух: «Осталось совсем немного!». Марсель задумчиво повторил: «Осталось немного». Шарип шел к выходу, Марсель с сыновьями – за ним. Они встали на колени, коснулись лбом глиняного пола и попросили благословить их.

Дальше произошло непонятное. Все трое вскочили, стали кричать, бранить Шарипа, плевать ему в лицо и выталкивать во двор. Почему-то Сакина и ее мать оказались рядом, обе плакали. «Теперь я уверен, что девочку ко мне присылала Наджия», – подумал он.

Снаружи был слышен гул толпы. Дверь открылась, и в темный коридор ворвались столбы солнечного света. На другом конце двора стоял сарай. Крыши на нем не было. Из сорванных ветром стропил было сколочено распятие. «Вот она, моя новая жизнь, – подумал Шарип. – Все повторяется в истории. На этот раз – как трагикомедия».



* * *

Камила пришла с сыном в музей центра хроноисследований.

Десятилетний Шарип подносил к каждому клинку терадозиметр. Уровень терагерцового излучения клинков был близок к нулю. Это означало, что в стали уже нет больше скрытой энергии разрушения.

– В этом центре работал твой отец, – сказала Камила. – Он изучал энергетику стальных клинков. Никто не может объяснить нам, что он сделал. Но он сделал это. Никто теперь не скажет, что с ним случилось во время выполнения миссии. Я знаю только то, что мы больше его не увидим. Зато он оставил мне тебя.

«Я найду его, мама!» – подумал упрямый мальчик, но ничего не сказал.



Шарипу уже двадцать. Он вернулся с раскопок внутри церкви Георгия Победоносца, возведенной в начале XX века недалеко от Старого-юрта на месте бывшей станицы Червленной. Принес Камиле икону. Сквозь слой потемневшего, растрескавшегося лака можно было разглядеть изображение неизвестного святого, распятого на кресте. Лицо его светилось, Камила узнала мужа. Тело, руки, ноги, шея, были пробиты и утыканы десятками ножей.

Тех самых, что больше уже не представляли опасности для современников молодого Шарипа и его матери и просто пылились в шкафах мало кому теперь интересного музея хроноисследований.



Примечания

1. Традиционные чеченские лепешки из кукурузной муки с минимумом ингредиентов.

2. Чеченский проповедник и авлия Абдул-Азиз (Докку) Шаптукаев родился в 1838 году в селе Толстой-Юрт (Девкар - Эвла). В 1911 году по обвинению в пособничестве абреку Зелимхану, был сослан в Калугу на пять лет.

3. Куначество – это традиция, в основе которой лежит дружба, побратимство между люди, совсем не обязательно одной национальности или вероисповедания.

4. В суфизме это ученик, который покорил свою волю воле Аллаха и своего учителя (шейха).

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
odyly
Jan. 28th, 2019 02:58 pm (UTC)
Это очень грустный конец. Шарип добился поставленной цели, но заплатил за это своей жизнью.
Мне кажется, что могло быть и иначе. Горцы приняли Евангелие, но слишком буквально поняли изложенное в нем. И если бы Шарип успел раньше пойти к авторитетным учителям и мюридам, он добился бы такого же результата и остался жив.
Но хороший конец не дал бы осознания, каким значимым и нелегким было то, что сделал Шарип. И ножи не могли не отомстить за то, что их лишили прежней зловещей силы.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:14 am (UTC)
Идея рассказа в том, что часто открытый позитивный человек становится заложником криминальной или революционной драмы. Сам того не планируя. Он берет на себя чью-то вину, берет на себя искупление вины отдельных людей или целых народов. И это разрешает ситуацию. Другое дело, надолго ли. Проходит время, и злоба и корысть снова делают свое дело, и жестокость опять берет верх. Так, как произошло с Христом и христианством в целом. Одно из возможных названий рассказа было "Искупление".
ger0y
Jan. 28th, 2019 04:44 pm (UTC)
Вот этого я не ожидал, что Шарип позволит, чтобы с ним так просто расправились. И странно, что он отправился в прошлое без современного оружия или каких-то устройств, чтобы правильно направлять мысли окружающих людей. Ведь должно же что-то такое появиться в будущем. Но, может, он вообще противник современных гаджетов, раз живет в этнозаповеднике. А может, отправить в прошлое можно только человека без вещей, как было и фильме Терминатор.
И, конечно, Шарип крут, что с голыми руками смог правиться с заданием. Но жаль, что для него самого это так закончилось.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:17 am (UTC)
Я не думаю, что Шарип планировал именно так выполнил свое задание. Это произошло как бы само собой, помимо его воли. И это судьба подобных людей - своими страданиями, а иногда и жизнью, искупить чужие грехи. Такие люди не могут одержать победу и сохранить себя. Но на таких людях стоит история человечества.
jenitomi
Jan. 28th, 2019 05:13 pm (UTC)
Удивительно, как Шарип сумел найти подход к своему народу, каким он был в прошлом. Мы ведь и со своими родителями не всегда находим общий язык, а тут столько поколений разницы. Но он верно решил, что хорошая книга - это то, что может объединить разных людей и объяснить важное лучше всяких слов. Толстой оказался не интересен горцам, но зато их увлек Новый завет, книга, которая лучше всех других может научить добру и милосердию.
Очень обидно, что они поняли прочитанное не до конца и решили, что повторение ритуала с распятием поможет им. Но дело Шарипа все равно принесло свои плоды годы спустя. И хотя он погиб, но погиб не зря, сумев достигнуть высокой цели.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:19 am (UTC)
Возможно, вы правы. Но окончательна ли эта победа? Будут новые клинки и новые сорви-головы, и все возобновится с начала.
timerlan88
Jan. 28th, 2019 06:42 pm (UTC)
Что сказать, совершенное Шарипом вполне можно назвать чудом. Вот только с ним самим судьба обошлась жестоко. Ночь с Сакиной - слабое утешение перед мучительной смертью. Да и потом его забыли, раз в изображении на иконе только жена смогла узнать Шарипа.
Правда, можно сказать, что важность того, что удалось Шарипу, перевешивает его собственную жизнь. Но это довольно часто бывает, что человечество не ценит тех, кто делает великие вещи. Скольких ученых сожгли на кострах в средневековье. Сейчас не сжигают, не распинают, но люди остались такими же. И можно поражаться, что, несмотря на это, человечество движется вперед. Но такое происходит только благодаря таким людям, как Шарип из Вашего рассказа.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:22 am (UTC)
Таким ка Шарип. И тысячам других, неизвестных. Например, тех, кто своими телами остановил фашизм в России. Но обеление фашизма и его ростки в Украине и Прибалтике говорят о том, что даже те огромные жертвы, которые понесла Россия в той войне не стали гарантией неповторения подобных ситуаций.
chubarin
Jan. 28th, 2019 08:37 pm (UTC)
По-моему, Шарип так и остался чужаком для жителей Старого-юрта начала 20 века. Но когда случилось наводнение, он показал им, что готов работать на общее благо так же, как они, даже если у него не все получается. Местные все равно не могли увидеть в нем своего, но они увидели в нем святого, когда потом он прочитал им книгу, объясняющую жизнь. Они ведь до этого таких книг не читали - ни Библии, ни даже Корана, хотя и считали себя мусульманами.
Не понимаю я только, почему им захотелось распять своего святого, а не продолжать учиться у него. Но в этом суровая правда жизни, что люди из всех путей выбирают самый жестокий. И все-таки Шарип добился своего и после него остался прекрасный сын. Стало быть, прожил свою жизнь он не зря.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:25 am (UTC)
Волна злобы и волна стремления к правде и истине сталкиваются, и на кокое-то время наступает затишье. А погибают в таких столкновениях не только самые худшие, но и самые лучшие. Так устроена жизнь.
ninafk
Jan. 28th, 2019 09:31 pm (UTC)
"Всю ночь Шарип обнимал свою Камилу так, будто это было в последний раз".
В этих словах уже есть предчувствие, что Шарип не вернется из нового путешествия. И они звучат особенно трогательно, когда в самом конце становится известно, что Камила так и не забыла своего мужа, хотя он словно исчез для всех остальных.
Правда, Шарипу можно поставить в вину, что он не только принял Сакину, но и думал о том, что вместо нее могла бы быть ее мать Наджия. Но, как говорится, кто без греха. Более важно, что Шарип нашел единственный верный способ сделать так, "чтобы клинки не аккумулировали ненависть и жестокость людей", как Вы и написали. И хотя для этого ему пришлось дать клинкам в последний раз напиться крови, которая была его собственной, я думаю, даже зная все заранее, он согласился бы на это, чтобы спасти свой народ.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:28 am (UTC)
Положительный герой должен был отвергнуть близость с Сакиной, да и с Наджией тоже. Но Шарип - обычный человек. Со своими недостатками и слабостями. Ему было нелегко в старинном и чужом для него Старом-юрте. И когда пришла молоденькая девочка согреть его, он не смог от этого отказаться.
darthputin
Jan. 29th, 2019 11:08 am (UTC)
Вам удалось сделать окончание рассказа в хорошем смысле слова эмоциональным и глубоким с философской точки зрения.
Кроме того, здесь можно увидеть намёк на весьма интересную и сложную тему влияния религии на менталитет народа. Упоминание "церкви Георгия Победоносца, возведенной в начале XX века недалеко от Старого-юрта" вполне однозначно намекает на то, что сделанное Шарипом привело к обращению в христианство, как минимум, значительной части чеченцев. И это почти автоматически решило проблему кровной мести и драк на ножах вообще, так как подобные вещи не совместимы с христианской религией.
Думаю, что моделирование подобной ситуации вполне правомерно. Более того, некоторое время назад мне попадалась на глаза статья, где сравнивались разные ветви христианства с точки зрения их влияния на экономику. Там делался вывод, что самые экономически успешные государства строят протестантские общества, несколько хуже получается у католиков, а меньше всего везёт православным. Впрочем, здесь я уже отхожу от темы. Но суть в том, что базовая религия многое определяется в обществе даже с наступлением того этапа, когда большинство перестаёт быть особо религиозным. И то, что вы разрешили основную проблему рассказа именно таким способом, мне видится разумным и соответствующим реальной человеческой психологии.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:33 am (UTC)
Вы считаете, что христианнизация общества может изменить менталитет людей. В какой-то степени вы, наверное, правы. Но вот пример. Среди абхазцев много христиан. И знаменитый Новоафонский монастырь. Но до сих Абхазия - одна из самых криминальных областей Кавказа. Сейчас в Абхазии правят бал не президент и правительство, а криминалитет.
kittisakte
Jan. 29th, 2019 08:00 pm (UTC)
Не напрасно я тревожился за Шарипа. Ему удалось выполнить свою миссию, но сам он, к сожалению, погиб. И случилось это совсем не так, как я предполагал. Шарипа не приняли за шпиона, а приняли на нового Христа. И решили распять, чтобы получить спасение. Жалко, что Шарип не успел встретиться с авторитетными учителями! А, с другой стороны, неизвестно, подсказали бы они ему что-то толковое или нет. Ведь все эти мудрецы не придумали, как избавить народ от власти заклятья. И встречи Шарипа с ними могли вылиться лишь в бесконечные разговоры, а заклятье так бы и не исчезло.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:35 am (UTC)
Решение нашло свой путь независимо от воли Шарипа и горцев. Все они стали орудием в руках провидения. Великая и неумолимая судьба, о которой нам поведали в своих трагедиях древние греки Эсхил, Софокл, Еврипид.
djylija
Jan. 29th, 2019 08:27 pm (UTC)
"Завтра ее любимый человек опять улетит на хронолете в тот же Старый-юрт, но на два века раньше."
Мне ужасно понравился этот момент в рассказе. То, что действие происходит в одних и тех же краях, фактически - в одном и том же месте, только в разные века. И, конечно, я рада, что Шарип повидался с женой перед тем, как снова перемещаться во времени, и что у него остался такой замечательный сын.
И все-таки обидно, что жизнь Шарипа оборвалась так драматически. Хотя такое окончание делает произведение сильнее, эмоциональней и глубже. И, наверное, по-другому сложиться не могло. Ведь речь шла о снятии древнего заклятья, а в таком сложном деле едва ли возможно обойтись без жертв.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:37 am (UTC)
Кто изменяет судьбу народов - случай, великий человек и вспышки солнца и звезд. Лев Гумилев не смог дать внятного объяснения неожиданным поворотам истории.
yurbashi83
Jan. 29th, 2019 08:57 pm (UTC)
Так вот почему рассказ называется "Месть ножей". Они отомстили Шарипу за стремление отнять у них силу разрушения. И отомстили традиционным способом - руками своих обладателей людей. Тех самых людей, которых Шарип приобщил к Новому завету, наставив на путь разума и добра. Что и говорить, это огорчительно. Но одновременно и очень логично.
Не согласен с вот этой мыслью Шарипа: "Все повторяется в истории. На этот раз – как трагикомедия". Не назвал бы я происходящее так. По-моему, здесь нет никакой трагикомедии, а есть только величие подвига. Подвига человека с большим сердцем, отдавшего свою жизнь ради блага народа.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 08:39 am (UTC)
Шарип - умный человек. Он был далек от мысли сравнивать себя с Христом, потому и сказал - трагикомедия. Но это не снижает его человеческий подвиг.
oxana_vesna
Jan. 30th, 2019 01:49 pm (UTC)
Какой трогательный и грустный конец у этой истории. Жалко и Шарипа, и его жену Камиллу, оставшуюся без любимого мужа. Да еще такого, которому не найдешь замену. Ведь Шарип - не просто интересный мужчина, но и воплощение лучших человеческих качеств. Наверное, поэтому он и погиб. Это закон нашей несправедливой жизни.
Хорошо, что выросший сын Шарипа сумел отыскать след отца. Хотя это должно было сделать правительство, отправившее Шарипа в прошлое с ответственной миссией. Но, видимо, правительства во все времена одинаковы, и ничего хорошего от них не дождешься.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 05:47 pm (UTC)

Не думаю, что правительство особо виновато. Как найти слелы взнезапно погибшего человека 200 лет назад? Если есть записи у полиции - да. А если этого события никто не зафиксировал? А если бы и фиксировал, то как? Никто ведь не знал Шарипа - кто он, откуда родом, есть ли у него родственники и друзья. Он ведь человек из ниоткуда.



Edited at 2019-01-30 05:48 pm (UTC)
gisellevv
Jan. 30th, 2019 02:37 pm (UTC)
"Судьбу не интересуют человеческие ошибки и слабости. За каждый неверный шаг или оплошность люди получают многократное наказание."
Глубокое и меткое наблюдение. Но какие же оплошности допустил Шарип, раз на его долю выпала мученическая кончина? Мне кажется, только одну: слишком увлекся своей благородной миссией и забыл о себе, а также об осторожности. В результате миссия оказалась выполнена, но такой прекрасный человек погиб. И это, действительно, обидно. Потому что именно такие люди должны оставаться жить: умные, неравнодушные, способные приносить пользу, а не печься только о своих интересах. И всегда охватывает горькое чувство, когда они погибают.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 05:52 pm (UTC)

Это замечание относится не к судьбе Шарипа вообще, а только к инцеденту с дверью, который привел к заболеванию, а мог привести и к гибели. С другой стороны, если бы не больница и последующее недомонание, Шарип не задержался бы в гостинице, раньше приступил к своим делам, и все последующие трагические события могли и не случиться.

ilich72
Jan. 30th, 2019 03:42 pm (UTC)
Герой погибает, но его смерть становится победой. Наверное, эта победа была и не возможна без смерти.
Булатной стали была нужна последняя жертва. Горцы восприняли Евангелие с детской простотой. Они поверили, что их может спасти только повторение новозаветных событий. И вид человека на кресте, знание того, что они казнили его таким способом, чтобы его смерть спасла их - всё это превратило для них написанное в Евангелии из обычных мудрых слов в непреложную истину. И едва ли без этого ножи утратили бы свою злую силу.
Ведь и Новый Завет едва ли так распространился бы среди человечества без проповедников, умиравших за веру. Зло не уходит без жертв, а людям нужно не только услышать, но увидеть выходящее из ряда вон своими глазами, чтобы поверить до конца.
Вы точно передали это в своём рассказе. А что касается обречённости героя на успех. Вы правы, финал мог быть любым. Но во всех Ваших произведениях, прочитанных мною, он никогда не был безнадёжным. Даже в "Клетке". А в этом рассказе для обнадёживающего финала герою была нужна только победа, чего бы она ему ни стоила.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 05:58 pm (UTC)

Когда я задумал рассказ, я решил, что фабула получилась упрощенной и конец как бы скомкан. Но я решил все равно написать так, как задумал. А потом мне показалось, что рассказ все-таки получился, несмотря на непроработанность и отсутствии глубины в фабуле. Мне так показалось. Но я могу ошибаться. Возможно, это можно было сделать глубже и лучше обосновать. Но рассказ получился таким, и таким я выношу его на суд читателей.



Edited at 2019-01-31 11:46 am (UTC)
nochnaya_ptaha
Jan. 30th, 2019 04:17 pm (UTC)
Ох, надо было Шарипу раньше уезжать из гостиницы. Неужто у него не возникло ощущения, что тучи сгущаются? Поведение горцев становилось все более подозрительным. Слишком усиленно они начали обихаживать Шарипа - как будто готовили на закланье. А уж когда Наджия прислала к нему свою дочь, тут и сам бог велел насторожиться. Да еще этот вопрос наутро: "Он спас всех-всех, и тех, кто его распинал, тоже?"
Однако Шарип обладал слишком чистой душой. И в этом, наряду с силой, заключалась его уязвимость. Он сумел выполнить важнейшую миссию, но не сумел сохранить при этом свою жизнь.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 06:01 pm (UTC)

Шарипа задержали вначале болезнь, потом непогода. Это его судьба. Рок, который человеку одолеть не под силу. Боги играют человеком. Древние греки это хорошо понимали. Но рок довлеет над людьми и сейчас.

roadleyek
Jan. 30th, 2019 05:58 pm (UTC)
Я тоже удивляюсь, как Шарип не заподозрил неладное. И ведь было же у него неспокойно на душе! Но он самозабвенно работал и не обращал на это внимания, игнорировал дурные предчувствия и странное поведение селян. Слишком хорошим он был, вот что я думаю. А хорошие люди часто бывают беззащитными. Конечно, нельзя было отравлять Шарипа в прошлое одного и без подстраховки. Но высоким чиновникам нет дела до людей, им бы только достигнуть своих целей. А там уж про героя можно и забыть, и даже не чтить его память.
krugo_svetov
Jan. 30th, 2019 06:04 pm (UTC)

Мы не знаем обстоятельств путешествия во времени. Гагарин тоже полетел в космос один. Других возможностей тогда не было.

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

юзерпик1
krugo_svetov
krugo_svetov

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow