?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Храпим

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Карелии

Это было в начале 60-х. В конце сентября мы с товарищем уехали на неделю в Карелию.

Поезд прибыл в Петрозаводск в пять утра, через два часа на «Метеоре» мы уже направлялись в поселок Великая Губа. Оттуда собирались пройти по северному побережью Онеги, посетить несколько деревень, увидеть деревянные церкви, которых не было в туристических справочниках, сделать зарисовки.

Впечатления были странные. Совсем недавно здесь была жизнь. Люди занимались рыболовством, пушным промыслом, держали скотину, птицу. Теперь все ушли. Привели в порядок крепкие еще дома, помыли полы, привязали к причалам лодки и ушли. Мы бродили по пустым улицам брошенных деревень, заходили в пустые церкви, фантастически красивые, летящие деревянные храмы, расположенные на вершинах пригорков и холмов. Удобная для жизни, обжитая планета русского Севера, почему-то оставленная людьми.

Под вечер в одном из таких поселков у самой воды мы нашли баню по-черному. Внутри прибрано, рядом аккуратно сложены дрова – видимо, для таких, как мы, случайных путников.

Переночевали в бане, а наутро двинулись дальше. Глубокие колеи залиты водой. На дороге – ни человека, ни машины. Холодно, накрапывает дождь, до ближайшей деревни больше пятнадцати километров. Там, нам говорили, сохранилась кузница XIX века с горном и мехами. И люди живут. Как они там живут вдали от всего мира, по дороге ведь не проехать? Слышен вой волков. Решили – все равно пойдем. Сентябрь – вряд ли в это время волки нападают на людей. Взяли в руки палки – смешно, конечно, а что еще оставалось делать?

Всю дорогу нас сопровождали белые грибы, выстраивались на обочине, как оловянные солдатики, и отдавали честь. Никого не интересуют эти грибы. Может, потому что далеко до жилья? Эх, собрать бы, да привезти в Ленинград – так ведь не довезти. Какая красота, ложились между грибами и плакали от счастья.

Добрались, наконец, до поселка, поговорили с жителями, кузницу нашли на краю деревни. Ворота настежь, инструмент, наковальня, горн, меха – все на своих местах. Немного поржавело, лежит нетронутое со времен царя Гороха.

Ночевали в Доме колхозника в Великой Губе в большой комнате на десять мест. Рядом – водители и другой довольно брутальный командировочный люд. Кто-то пьет чай, кто-то сушит грибы над буржуйкой. Наконец-то тепло и постели с чистым бельем, можно помыться и одежду просушить. Позади длинный путь, много впечатлений. Теперь спать. Завтра утром – в Петрозаводск.

Не тут-то было! Проснулись мы от грохота и рева, было ощущение, что рядом проходит танковая колонна. Оказалось, это храп. Апоплексичного толстяка разбудили соседи и строго предупредили. Только уснули – вся история повторилась. Так было несколько раз. Под утро виновника, который уже плакал от обиды и отчаяния, выпроводили в какой-то чулан.

В Петрозаводск приехали рано. Впереди целый день, решили на перекладных добраться до Кондопожской церкви Успения Пресвятой Богородицы постройки 1774 года. 42 метра высотой, самое высокое деревянное строение Карелии.

Вот что писал о ней академик Ополовников: «Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей. Единственная в своем роде, эта церковь – лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой силой, что после нее любой звук кажется слабее и немощнее».

В пятидесятые годы церковь прошла реставрацию. Летом 1960-го была взята под государственную охрану, стала филиалом городского краеведческого музея.

Когда-то рядом с Успенской церковью стояли еще два деревянных здания, которые исчезли в советское время. Шатровую колокольню разобрали в 1930-ом, Зимнюю церковь Рождества Богородицы – в 60-е годы, мы ее уже не застали. Успенская церковь осталась одна.

 

Поездка в Карелию произвела на меня неизгладимое впечатление и, возможно, незаметно повлияла на мою дальнейшую жизнь.

Впоследствии я узнал о том, что замечательные храмы, которые нам удалось застать еще на берегу Великой Губы, сгорели. Туристы зимой заходили в неохраняемые церкви погреться, разводили костры, уходили… А церкви потом сгорали.

Кто тогда думал о каких-то деревянных храмах в брошенных деревнях? При Хрущеве в Ленинграде были уничтожены: храм на Греческой площади (снесен в 1962-ом как «малохудожественный»), Троицкий собор в Стрельне (взорван в 1960-ом), я сам был свидетелем взрыва и расчистки развалин Спаса на Сенной в 1961-ом.

О кузнице мне сказали, что она сохранилась – перенесена в Кижи. Возможно, сохранилась совсем не та, не «наша» кузница. Позже я побывал в Кижах, мне показалось – та же самая – та, что видел раньше. Так что неизвестно… Но Кондопожская-то церковь жива.

Всю жизнь у меня продолжался роман с этой церковью. Часто вспоминал о ней, показывал друзьям зарисовки. В начале 2000-ых мне довелось еще раз добраться до Кондопоги. Впоследствии в книге «Светящиеся ворота» я написал об этой поездке:

«Деревянная церковь XVIII века. Я позабыл дорогу к ней. Долго блуждали мы по заливчикам и берегам недалеко от маленького карельского городка. И все-таки нашли её. Потемневшее дерево. Черное серебро осиновой щепы на крышах, куполах и скатах. Ветхие лестницы. Убогий алтарь. Он пел нам какую-то незнакомую песню из далекого прошлого.

Озадаченные, мы вышли из церкви. Потом обернулись, чтобы еще раз взглянуть на нее перед отъездом. Церковь стояла в конце полуострова с крутыми берегами. Опять услышали тихое пение — кто это мог петь, чье это было пение? И тогда мы всё увидели и поняли. Церковь слилась с крутыми косогорами берегов, падающими к узеньким пляжам огромного, как море, северного озера. Стройная, неестественно высокая, она взлетала. Мы стали свидетелями вознесения, Успения Святой Девы Марии. Вместе с храмом мы тоже улетали к небесам».

 

10-го августа 2018 года Успенский храм поджёг 15-летний подросток, называющий себя «сатанистом».

Церковь сгорела. Вместе с ней погибла часть всех нас.

Церковь стояла на удивительном месте. Напоминала свечу у алтаря величественной Онеги. Она словно обращалась к нам: «Смотрите, люди! Здесь живет Господь, здесь Рай на Земле, здесь последнее место, где еще жива святая Русь…» А теперь ее нет.

Кто бы ни сжег ее – по неосторожности или злому умыслу, он совершил чудовищное преступление.

 

Возникают вопросы. Почему не было сторожей, средств пожарной защиты и сигнализации? Кто вообще отвечал за охрану памятника культуры – краеведческий музей, православная церковь, которая проводила там службы, или министерство культуры? Почему пожарные машины прибыли без воды? Как защищены другие памятники русской культуры? Почему достаточно появления одного малолетнего фрика с канистрой и нет уникального памятника культуры, истории, зодчества?

Но есть и совсем другие вопросы: почему появляются такие мальчишки, для которых плевое дело – сжечь памятник архитектуры, построенный нашими талантливыми пращурами? Почему в школах и вузах процветает АУЕ, почему банда подростков в Таврическом избивает прохожих? Не мы ли, взрослые, сами в этом виноваты? Увлеклись тотальным либерализмом, идеями детей травы и цветов, акционизмом, защитой несчастных Пусси Райотс, восхвалением группы «Война» и акций Петра Павленского. Создаем популярность Лесли и Рыбкам, аплодируем Гнойным, Кончитам Вурст, Милоновым, ряженым казакам – всем подряд. Не власти виноваты и не политики. Мы сами так воспитываем наших детей. Вросли в сложившийся растительно-овощной порядок: всем все дозволено, пусть все делают, что хотят, – это, братцы, и есть свобода.

Вспомнился смешной толстяк из Великой Губы. Ему хотелось спать…

Мы тоже спим. Не только спим – храпим. Устрашающий храп несется по континентам, ввергает в трепет жителей Земли.

И с нами шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним, – как сладкое житье…
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто не доспал свое.
Мы спать хотим…

(Коржавин)


Пепел Кондопоги стучит в наше сердце. Просыпайтесь, люди.

Настало время собирать камни. Прохрапим наше великое прошлое. Проспим и страну, и детей, будущее России. Пора просыпаться.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
djylija
Sep. 13th, 2018 11:08 am (UTC)
Какой пронзительный текст, Саша! Каждая строчка проникает в душу и вызывает множество эмоций.
И да - мы, действительно, на грани того, чтобы проспать и наше великое прошлое, и детей, и будущее, и саму страну. Мне кажется, что сейчас у нашего народа последний шанс одуматься, потом может быть поздно.
Но как замечательно, что Вам довелось увидеть Кондопожскую церковь и описать свои впечатления в книге "Светящиеся ворота". Радуюсь за Вас и одновременно вместе с Вами грущу об утрате этого уникального памятника нашей истории.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:09 am (UTC)
Церковь задокументирована, есть шанс, что ее восстановят. Но иконы пропали.
saraphze
Sep. 13th, 2018 12:15 pm (UTC)
Прекрасное эссе, от которого на душе становится и светло, и грустно, и горько. Да, Кондопожскую церковь в Карелии отчаянно жалко! Невозможно понять, как могло случиться, что она полностью сгорела. И главное, что храм стоял на самом берегу озера, вокруг - сплошная вода. А пожар не смогли потушить. Значит, не было ни должного присмотра, ни системы подачи воды к храму. А то, что пожарные машины прибыли пустыми, это даже не знаешь, как назвать. Какая-то зашкаливающая халатность.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:10 am (UTC)
Они пытались взять воду из озера, но там крутой склон - так я понял.
roadleyek
Sep. 13th, 2018 01:31 pm (UTC)
Отличный пост, прочитал на одном дыхании!
Вы пишете, что настало время собирать камни. А, по-моему, сейчас их только разбрасывают. И, чем дальше, тем больше. Так что, боюсь, что скоро и собирать будет нечего.
И еще я заметил, что в последнее время все больше людей становятся чайлд-фри. Плохое явление, но я не могу их осуждать. Потому что одна из причин - неверие в нормальное будущее детей в стране, где только всё рушат, а не созидают. И где большинству населения на это абсолютно плевать.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:11 am (UTC)
Вы правы, об этом я и пишу
jenitomi
Sep. 13th, 2018 04:40 pm (UTC)
Даже не знала, что во времена Хрущева было уничтожено множество храмов по всей стране. Думала, что после Великой Отечественной войны такие случаи были единичными. И, конечно, до боли жалко сгоревшие церкви на берегу Великой Губы. Вы счастливчик, что повидали их своими глазами, пока они были целы.
А теперь и храма Успения Богородицы вблизи Кондопоги не осталось. Как это печально и страшно!
По поводу детей полностью с Вами согласна. Сами же мы и виноваты, что они вырастают такими.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:13 am (UTC)
При Хрущеве была целенаправленная компания по уничтожению храмов
sviridenkova
Sep. 13th, 2018 05:00 pm (UTC)
"Церковь сгорела. Вместе с ней погибла часть всех нас"...

Так и есть! Однако, к несчастью, мало кто осознает это. Люди усиленно храпят, отвлекаются всеми возможными способами от негатива – иначе говоря, закрывают глаза на невеселую реальность, предпочитая её тупо игнорировать, а не пытаться менять. Как сейчас модно говорить, "каждый видит то, что ему хочется видеть", "для оптимистов стакан всегда наполовину полный, а для пессимистов и нытиков – пустой"...

И без толку объяснять им, что, помимо субъективного восприятия чего-то, существуют ещё и объективные данные. Например, гибель Кондопожского храма – это объективно трагическое событие, и никакого "наполовину полного стакана" здесь нельзя увидеть. Так же, как нельзя его увидеть, например, в уничтожении очередного лесопарка под застройку, из-за которого ухудшилась экология какого-то города, в падении уровня жизни, в росте преступности, включая подростковую, в подмене истинной духовности ханжеством и формализмом.

Но люди не хотят просыпаться. И Ваше пугающее предсказание запросто может сбыться: "Прохрапим наше великое прошлое. Проспим и страну, и детей, будущее России"...
Впрочем, на сегодняшний день не всё ещё потеряно – если получится достучаться до людских сердец.

Спасибо Вам большое за это прекрасное эссе! Прочитала его ещё вчера, второй день нахожусь под впечатлением. Она, в самом деле, проникает в самую душу и заставляет задуматься о самом важном и главном. Мне кажется, вам следует опубликовать её, где только возможно, донести до как можно большего количества людей.
krugo_svetov
Sep. 13th, 2018 06:56 pm (UTC)

У меня есть аккаунт на блоге Эхо москвы. Я выслал этот пост, они отказали в публикации. Как всегда без объяснения. Затронул их любимых акционистов. Хотя раньше что-то из моих постов они публиковали. Как правило, самое беззубое. Я веду колонку в Авроре, пост уже пошел в номер. Послал в НГ. Там, как правило, фифти-фифти.
Спасибо, Оля, за теплое письмо. С симпатией, Лев

nochnaya_ptaha
Sep. 14th, 2018 11:45 am (UTC)
Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы простояла весь 19 век, пережила революцию и сталинские, хрущевские времена. А вот наших времен не пережила...
Мне кажется, в этом есть что-то тревожно-символичное. Возможно, это даже знамение, посылаемое нам свыше, предостерегающий знак или сигнал. Чтобы мы, как Вы образно пишете, перестали храпеть и пробудились. Иначе можно потерять не только знаменитые памятники архитектуры, но и гораздо большее.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:15 am (UTC)
Народы приходят и уходят, страны появляются и исчезают. Не хотелось бы, чтобы это произошло с Россией
yurbashi83
Sep. 14th, 2018 01:05 pm (UTC)
В том, что сгорела уникальная старинная церковь, к сожалению, нет ничего удивительного. У нас ныне вовсю процветают безответственность и разгильдяйство. Только я бы сказал, что виноваты в первую очередь власти, создавшие нынешнюю систему. Вспомните кемеровскую трагедию, когда в торговом центре заживо сгорело больше ста людей.
Однако и люди виноваты, потому что система создавалась с молчаливого (а то и громогласного) согласия большинства из них. Многие уже пробуждаются, начинают осознавать, что что-то в нашем мире не так. Но процесс идет слишком медленно, и шансы все проспать, к сожалению, есть.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:17 am (UTC)
Власти, безусловно, виноваты. Но за детей мы сами в ответе. Дети - это зависит только от нас.
oxana_vesna
Sep. 14th, 2018 04:25 pm (UTC)
Сколько же замечательных уголков Земли Вам удалось повидать! И оставить о них память не только в своем сердце, но и в произведениях.
А Кондопожскую церковь Вы так поэтично и ярко описали, что она, как живая, встает перед глазами. И до чего же обидно и грустно становится из-за того, что этой волшебной красоты уже нет. Как нет и многих других памятников нашей истории, храмов, старинных усадеб.
И я полностью согласна с Вами, что нам пора просыпаться и начинать собирать камни!
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:18 am (UTC)
Надо учиться у Европы, которая бережет свои культурные памятники
kittisakte
Sep. 15th, 2018 05:03 pm (UTC)
"Церковь стояла на удивительном месте. Напоминала свечу у алтаря величественной Онеги. Она словно обращалась к нам: «Смотрите, люди! Здесь живет Господь, здесь Рай на Земле, здесь последнее место, где еще жива святая Русь…»"
Ох, как же Вы замечательно это все сказали! Последнее место, да. Или одно из последних. А теперь его больше нет. Я читал, что Кондопожскую церковь задумали восстанавливать. Но это уже будет новодел, рядом с которым не испытаешь тех сильных эмоций, что Вы описали в "Светящихся воротах".
А за будущее страны уже не на шутку тревожно. Повода для оптимизма с каждым годом все меньше.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:20 am (UTC)
Если новодел будет хорошо сделан, будет неплохо. Иногда на новодел посмотришь и сразу видно, что подделка.
(no subject) - kittisakte - Sep. 18th, 2018 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krugo_svetov - Sep. 20th, 2018 08:04 pm (UTC) - Expand
chubarin
Sep. 15th, 2018 06:52 pm (UTC)
Печально, но факт: у нас нет традиции бережного отношения к историческому наследию. Так же, как и к природным богатствам. Наверное, причина в том, что когда-то всего этого было навалом. Теперь с каждым годом становится все меньше, но тревогу почти никто не бьет.
А дети сейчас и правда растут во вседозволенности. Им принято отдавать последнее, обделяя себя. Некоторые люди пытаются этому противостоять, но они в меньшинстве.
И еще вот какой момент. Дети из бедных семей мотаются вечерами по улицам, потому что за все развивающие занятия надо платить. И конечно, они могут и с сатанистами спутаться, и с кем угодно.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:23 am (UTC)
Не только в деньгах дело. У детей ведь есть родители. Видимо, множатся семьи, где на детей всем наплевать, пусть растут, как грибы у дороги. И вот результат.
(no subject) - chubarin - Sep. 20th, 2018 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krugo_svetov - Sep. 20th, 2018 07:58 pm (UTC) - Expand
timerlan88
Sep. 15th, 2018 09:58 pm (UTC)
Текст производит сильное впечатление. Может быть, еще и потому, что все начиналось лирично, а потом перешло к тяжелым и драматическим событиям.
И, наверное, соглашусь с Вами, что мы сами во многом виноваты, а не только политики и власти. С ними-то как раз все понятно, у них свои интересы и своя мораль. А вот мы, простые люди, о своих интересах не думаем, бездумно шагаем туда, куда нас ведут. И нравственные ориентиры у нас во многом потеряны. Про будущее и говорить нечего - живем одним днем, как придется. Будто и правда спим.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:25 am (UTC)
Как разбудить? В Эхо Москвы - ни слова, мой пост не приняли, им
это вообще неинтересно.
gisellevv
Sep. 16th, 2018 06:10 pm (UTC)
Каким любознательным и неутомимым Вы были в юности. Сейчас очень мало подобных людей. Нет, я знаю таких, правда, преимущественно по общению в ЖЖ. Но они все - возраста за 30, а то и за 50. А новому тем, кто моложе, мне кажется, неинтересны походы по глухим местам роскошной природы и осмотры памятников архитектуры. Это огорчает. Как огорчает и то, что наше историческое наследство постепенно разрушается и исчезает. Вы пишете, что настало время собирать камни. Но, боюсь, что Ваши слова - глас вопиющего в пустыне.
И все-таки будем надеяться, что люди проснутся! Ибо без надежды совсем невесело жить.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:28 am (UTC)
Не могу сказать, что нынешняя молодежь нелюбопытна. Могу судить по друзьям моего сына, по школьникам, с которыми я встречаюсь. Живые, интересные ребята.
goodsmoker
Sep. 16th, 2018 08:08 pm (UTC)
По Вашему описанию можно почувствовать, какие это необычные впечатления - путешествовать по опустевшим деревням, где все осталось таким, каким было совсем недавно, до того, как ушли люди. Есть в этой картине нечто апокалиптическое. Но если отбросить эмоции, то движение прогресса неизбежно.
Другое дело, что для психологического комфорта (а может, и еще для чего-то на метафизическом уровне, например, как вектор движения от прошлого к будущему через настоящее) человеку нужно иметь возможность заглядывать в миры прошлого. В результате даже в западной цивилизации бизнеса и наживы исторические достопримечательности сохраняются и оберегаются хотя бы в качестве туристических объектов.
А у нас, действительно, даже в уникальной древней церкви из дерева не нашлось работающих систем пожаротушения. Почему? А потому что в России не нужно развивать туризм, пока есть нефть. И по той же причине деградация населения никому не мешает - не так уж много специалистов нужно для обслуживания нефтяных труб. Так что, сдается мне, Россия будет храпеть до тех пор, пока не кончится нефть.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:31 am (UTC)
Это будет нескоро. Замещение углеводородов идет очень медленно, а их запасы, как выяснилось, практически неисчерпаемы
odyly
Sep. 16th, 2018 08:15 pm (UTC)
Прекрасное название - "Храпим". Короткое, в одно слово, но такое точное и емкое. Да, мы не просто спим, а спим очень крепко, оглашая округу богатырским храпом. И за этим сном ничего не видим и не слышим. Просыпаться же у большинства населения никакого желания нет. Хотя однажды это сделать придется, только бы совсем поздно не оказалось.
Погибшую церковь в Кондопоге, что и говорить, жалко. Хорошо, что впечатления о ней остались в Вашей замечательной книге "Светящиеся ворота". Людская память короткая, но каждый, кто прочитает "Светящиеся ворота", уже не забудет про этот чудесный храм, и, может быть, в его сердце застучит пепел Кондопоги.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:32 am (UTC)
Как же мало тех, кому это интересно, и как мало тех, прочел Светящиеся ворота
ilich72
Sep. 16th, 2018 09:24 pm (UTC)
Многих спящих вряд ли получится разбудить, но ведь не все и спят. Когда Вы пишете о популярности Гнойного, то хочется продолжать иными примерами - Оксимирон, Хаски, о рэп-поэзии которого я узнал как раз из Вашего ЖЖ. Других современных рэперов с настоящими текстами я не могу назвать, но ведь наверняка они есть. А в рок-музыке, например, Юрий Шевчук имеет немало поклонников даже среди школьников, несмотря на то, что это поэт и певец других поколений.
Так что неспящие есть. И среди тех, кому сейчас двадцать и меньше, их гораздо больше, чем было раньше. Конечно, вопрос, какая часть нового поколения станет определяющей - та, для которой арестантский уклад един, или та, которая отряхнёт со страны всё ржавое и наносное. Но мне верится, что душа России не настолько уязвима перед пожарами, как полная поэзии и красоты, но при этом всё-таки деревянная Кондопожская церковь.
krugo_svetov
Sep. 17th, 2018 07:34 am (UTC)
Душа России... Немногим дано почувствовать дыхание родины.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

юзерпик1
krugo_svetov
krugo_svetov

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow